Психологические основы безопасного управления автомобилем


Водительские права и собственный автомобиль - мечта водителя-новичка. Когда практическое обучение вождению закончено, типичный ученик считает себя заправским водителем и самостоятельно выезжает на "большую дорогу". А там шум, суета. Чуть замешкался, другие водители начинают сигналить, оскорблять, подрезать. Может показаться, что вокруг царит анархия и хаос, никто не соблюдает правила дорожного движения и все настроены исключительно агрессивно. В такой обстановке новичок теряется, впадает в панику, отчаяние, злобу. Эмоции захватывают ум, а движения рук и ног сковываются или становятся резкими и дергаными. Водитель теряет контроль за ситуацией, что с большой вероятностью может привести к дорожно-транспортному происшествию. Такова психология вождения человека только что получившего права, от этого никуда не деться - стресс естественное состояние для такой ситуации. Избавиться от него нельзя, но можно смягчить переход от обучения к реальному вождению с помощью специальных методик обучения, учитывающих особенности водителя и психологию вождения. Наши инструктора по вождению прошли специальную образовательную подготовку, и знают как помочь ученику адаптироваться к реальным условиям дорожного движения в Москве.

Практическое обучение вождению дает ученику навыки одновременного выполнения ряда действий: регулировка скорости с помощью педали акселератора, тормоза и сцепления, переключение скоростей, управление машиной с помощью рулевого колеса, использование световых сигналов, контролирование движения транспорта с помощью зеркал. Методика обучения такова, что инструктор по вождению помогает ученику довести эти навыки до автоматизма. Но все это, лишь 10% от выполняемых водителем действий. Большая часть работы - это умственная работа: контроль дорожной ситуации, знаков дорожного движения, принятие решений о том, когда перестроиться, какую полосу выбрать, кому уступить дорогу. Для того чтобы позволить голове работать и контролировать ситуацию, необходимо хорошее настроение и отсутствие сильных эмоций. Как сильная радость так и сильные отрицательные эмоции приводят к утомлению и потере внимания и совершению досадных ошибок. Наш инструктор по вождению подскажет, как освобождаться от эмоций и сохранять полную концентрацию на дорожной обстановке. Пока Вы не проехали в городских условиях пару десятков тысяч километров стоит воздержаться от вождения под музыку и лишних разговоров за рулем. В теплое время года можно немного опустить боковое стекло. Это позволит не только видеть, но и слышать происходящее вокруг: звук мотора, шум проезжающих мимо машин, звуковые сигналы других водителей.

Главное правило водителя - "сначала думаю, потом делаю". В первое время будет сложно придерживаться этой установки, особенно людям со сверхактивным психотипом холерика. Наши инструктора по вождению учитывают особенности водителя в своей методике обучения. Начинающий водитель выполняет все действия медленнее профессионалов, поэтому участники дорожного движения неминуемо начинаю подгонять новичка сигналами или криками. Эта неосознанная провокация опасна, как для новичка, так и для окружающих. Нужно учитывать эту психологию вождения и помнить, что окружающие водители по-настоящему не желают зла ни новичку, ни себе. Если ускорите привычный для себя темп управления, то потеряете контроль и можете спровоцировать ДТП, если будете помнить о том что Вы заботитесь о своей безопасности и окружающих - то выполните маневр в привычном для вас темпе сохранив. Настоящий водитель на первое место должен ставить безопасность, и лишь на второе - комфорт. Поэтому пропускайте всю ругань и сигналы мимо ушей и говорите себе "я забочусь о своем и вашем здоровье". Это касается всех маневров на дороге и при парковке. Лучше медленно, но верно, чем быстро "на авось".

Для начинающего водителя может быть настоящим откровением, что окружающие могут не соблюдать ПДД, и даже при полном их соблюдение можно попасть в аварию. К сожалению, это так. Дорожные знаки могут быть загорожены припаркованным грузовым автомобилем, скрыты ветвями деревьев или затеряны среди множества рекламных щитов. Прибавьте к этому человеческий фактор и различную психологию вождения. Наши инструктора по вождению учат тому, что нужно лояльно относиться к чужим ошибкам и не препятствовать их исправлению, ведь дорожная обстановка зависит не только от отдельного водителя, но и от всех участников движения. Если соседняя машина в результате ошибки попала в затруднительное положение притормозите, уступив дорогу или освободите место, перестроившись в другой ряд. Старайтесь ехать в ряду, скорость которого для вас оптимальна. Если будете ехать медленно в скоростном ряду, это будет воспринято окружающими водителями как принципиальное и агрессивное поведение, на что они среагируют также агрессивно и раздражительно. Не стоит завидовать и препятствовать движению более шустрых ловкачей. Вы не участвуете в гонке и окружающие водители для вас не соперники. У каждого свой путь, и ваша личная задача безопасно добраться до пункта назначения.

info@shansavto.ru